Дерматовенеролог, косметолог, микрохирург, офтальмолог, эксперт Academy of Advanced Aesthetics
При всем многообразии на рынке эстетической медицины филлеров для контурной пластики вопрос дермальных заломов при отсутствии выраженных визуальных углублений оставался не до конца решенным.
Имеются в виду ситуации, которые не требуют значительной волюмизации, но есть необходимость в исправлении поверхностных, глубоких и среднеглубоких морщин. Чаще всего они возникают в проекции мышц-констрикторов, в щечной области («морщины улыбки») при мелкоморщинистом типе старения, а также в других анатомических областях при гипертоническом морфотипе по Де Майо. Поэтому совершенно обоснованной оказывается необходимость применения дермальных филлеров для коррекции поверхностных морщин.
Идеальный филлер для мимических морщин должен восстанавливать кожу и структурно, и динамически, двигаясь с ней, как одно целое, эффективно расправлять кожу и выдерживать механические нагрузки, вызывать минимальные отеки и, возможно, стимулировать выработку коллагеновых волокон. При коррекции дермальных морщин важно выбрать филлер, который не приводил бы к формированию узелков или эффекта Тиндаля при имплантации в средние и поверхностные слои дермы [1].
Идеальный дермальный филлер не должен быть постоянным (перманентным), однако необходимо чтобы эффект его сохранялся в течение длительного времени, чтобы сам препарат не вызывал побочных явлений, не требовал постановки аллергических проб, был простым в применении, комфортным (минимально болезненным) при введении, а также эффективным экономически как для врача, так и для пациента.
Гиалуроновая кислота (ГК) обладает свойствами, которые делают ее крайне подходящей для использования в качестве дермального филлера: она способна связывать большое количество воды, присутствует в коже в естественных условиях и не склонна вызывать нежелательные реакции. Одним из важных преимуществ такого рода материалов является наличие доступного механизма для быстрой принудительной резорбции имплантированного препарата в случае возникновения непредвиденных осложнений, связанных либо с самим фактом присутствия инородного тела (компрессия кровеносных сосудов и ишемизация), либо со свойствами препарата (острая аллергическая или гранулематозная реакция), либо с нарушением техники инъекции (гиперкоррекция, миграция филлера, манифестация эффекта Тиндаля). Этот механизм «скорой помощи» – инъекции гиалуронидазы [2].
При коррекции дермальных заломов важным является не только непосредственно объемом геля заполнить кожный дефект, но и обеспечить терапевтическое действие препарата в тканях. Имеется в виду благоприятное влияние на структуру дермы путем стимуляции пролиферативных процессов в отношении фибробластов и коллагеновых волокон. Что может, помимо прочего, увеличивать длительный корригирующий эффект при проведении инъекционной пластики.
Увеличение внутреннего объема тканей может быть связано как с самим присутствием введенного материла, так и со стимуляцией синтеза коллагена в месте его введения. Резорбция препаратов на основе коллагена происходит параллельно с процессом синтеза нового коллагена [3]. Однако, поскольку процессы старения продолжаются, обновленные структуры достаточно быстро видоизменяются и клиническая картина возвращается к исходному уровню. Биодеградируемые филлеры со стимулирующим действием, такие как гидроксиапатит кальция, способствуют более интенсивному и продолжительному процессу неоколлагенеза в месте введения, что наряду с длительным присутствием микросфер гидроксиапатита обеспечивает поддержание эстетического эффекта в течение года и более [4, 5].
В плацебо-контролируемом исследовании F. Wang были убедительно продемонстрированы эффекты акселерации синтеза коллагена, экспрессии фактора роста соединительной ткани и различных изоформ трансформирующего фактора роста, а также повышения активности тканевых ингибиторов матриксных протеиназ на протяжении 13 недель после внутри-дермальной инъекции стабилизированной ГК [6]. По мнению G.J. Fisher, любые воздействия, обеспечивающие образование в коже нового коллагена (в том числе топическая терапия ретиноидами, фракционный фототермолиз и т.д.), способствуют последовательной реструктуризации кожи: прикрепление вновь синтезированного коллагена к фибробластам приводит к изменению их морфотипа с последующим восстановлением баланса между процессами синтеза, деградации коллагена и ГАГ и замедлением процессов старения [28].
В отношении филлеров на основе стабилизированной полиуплотненной ГК представлены предположения о возможности подобного рода процессов, основанные на анализе УЗ-сканограмм, демонстрирующих увеличение плотности соединительной ткани спустя некоторое время после введения в нее препаратов гиалуроновой кислоты [7, 8]. Также в литературе можно встретить трактовку улучшения клинического состояния кожи после имплантации филлеров на основе когезивного полиуплотненного матрикса именно с позиций нормализации пролиферативных и синтетических процессов в дерме. Это группа препаратов на основе геля стабилизированной гиалуроновой кислоты, которым удалось получить свои уникальные свойства за счет дополнительных фаз стабилизации и очистки. Отличительной особенностью технологии производства является применение в дополнение к классическому «сшиванию» гиалуроновой кислоты инновационного метода СPM (Cohesive Polydensified Matrix – когезивная полиуплотненная матрица).
Метод СPM предусматривает частичное разрежение «сшитой» гиалуроновой кислоты и ее повторную полимеризацию в комплексе с нативной гиалуроновой кислотой. Это дает возможность получить гомогенный гель с участками разной плотности, высокой степенью стабильности и способностью к проградиентному распределению в тканях. Под которым подразумевается формирование основного объема (зоны высокой плотности) по линии введения и распределение вокруг нее зон низкой плотности. При этом гелевые участки высокой плотности заполняют дефект мягких тканей по ходу туннеля, создаваемого иглой. Образование зон разной плотности обусловливает максимально равномерное распределение геля в дерме, без «эффекта жгута» даже при линейном введении [9]. Зоны низкой плотности формируются по всем направлениям, что также способствует и ревитализации. Таким образом обеспечиваются специфические свойства препарата:
Особая структура материалов, созданных по технологии когезивной полиуплотненной матрицы (КПМ), требует от врача определенных навыков инъекций: следует придерживаться более поверхностного введения. За счет этого достигается несколько преимуществ. Во-первых, появляется возможность добиваться не только восполнения объема, но и расправления поверхностных морщин. Во-вторых, такой способ введения пролонгирует время существования материала в тканях. В-третьих, при проведении коррекции используется меньшее количество препарата, чем в случае введения его в более глубокие слои.
Превосходный эстетический результат при введении во многом объясняется физико-химическими характеристиками когезивной полиуплотненной матрицы, ее способностью сохранять однородность при контакте с жидкими средами и заполнять мельчайшие свободные пространства. Гель как бы сам находит пустоты и равномерно их заполняет [10].
Необычные пластические свойства препаратов позволили создать для них уникальную технику поверхностного введения – «бланшинг».
«Бланшинг» – это поверхностная техника инъекций «побеления». В ходе ультразвуковых и гистологических исследований было подтверждено, что эта инъекционная техника является надежным методом интрадермальной имплантации [11].
Технически процедура выполняется следующим образом.
Пальцами недоминантной руки кожу натягивают в перпендикулярном морщине направлении. Игла располагается горизонтально, 5–10 градусов к поверхности кожи. Вколы выполняются микрокапельно интрадермально, до видимого побеления. Побеление обусловлено транзиторной компрессией капилляров, носит временный характер и самостоятельно исчезает в течение 10–15 минут. Вколы необходимо выполнять последовательно в непосредственной близости друг с другом, размещая препарат таким образом, чтобы дермальный залом оказался «вытолкнутым» наполнителем. Если нуждающаяся в коррекции поверхность имеет разлитой характер (например, в проекции грушевидного отверстия у основания носогубной складки или на участках постакне), то вколы следует выполнять последовательно, вплотную друг к другу до достижения сливного участка побеления, соответствующего размерам корректируемой области.
Следует не забывать о том, что мы проводим коррекцию стабилизированной гиалуроновой кислотой, и следует не допускать образования папул и их возвышения над уровнем кожи.
Заключение
Свойства филлера зависят в первую очередь от технологии получения и ретикуляции гиалуроновой кислоты. Процесс ретикуляции может быть продолжен, что обеспечит получение более высоких степеней стабилизации ГК, создание большего объема в тканях и увеличение срока нахождения филлера в коже. Однако следует помнить, что хороший филлер должен балансировать «на острие ножа», то есть быть одновременно и эффективным, и безопасным. В истории эстетической медицины немало примеров того, как погоня за высокой степенью устойчивости и созданием максимального объема провоцировала многочисленные осложнения.
Филлеры на основе геля стабилизированной гиалуроновой кислоты, созданные по технологии когезивной полиуплотненной матрицы, не только вызывают восполнение объема тканей за счет вводимого вещества, но и после интрадермального введения стимулируют активизацию синтеза коллагена на фоне повышения экспрессии тканевых ингибиторов матриксных протеиназ, т.е. параллельного снижения деградации белка. Таким образом, их можно отнести к категории «филлеров со стимулирующим действием», «филлеров с терапевтическим действием».
Техника имплантации дермальных филлеров «бланшинг» показала себя как эффективный метод борьбы с дермальными заломами, в том числе в проекции мышц-констрикторов. Что позволяет широко их использовать для коррекции мимических морщин не только для восполнения дермального объема за счет вводимого вещества, но и стимулируя ткани к выработке собственных опорных волокон дермы.
Сообщить о нежелательном явление можно по тел: +380504634444, или на электронный адрес: info@aaa.ua