Меню

Давайте українською?

Давайте!
поиск
Личный кабинет

Ботулинотерапия: гендерный подход Особенности комбинированной коррекции возрастных изменений верхней трети лица у мужчин: инкоботулотоксин и гидроксиаппатит кальция

Федорова Ольга

Дерматовенеролог, косметолог, микрохирург, офтальмолог, сертифицированный тренер Academy of Advanced Aesthetics

Приступая к коррекции возрастных изменений у мужчин, принципиальным является сохранение гендерных особенностей. Для мужчин за понятием «выглядеть моложе» психологически стоит желание подчеркнуть собственную успешность и значимость в обществе более молодых мужчин, бессознательно воспринимаемых в качестве конкурентов. А также продемонстрировать состоятельность и сексуальность в коммуникации с женщинами.

Задачи косметолога при работе с мужчинами

В большинстве своем, мужчины стремятся выглядеть солидно, что создает у окружающих, особенно у деловых партнеров, благоприятное впечатление. Поэтому слегка заметные морщины в области лба и между бровями придают облику мужчин оттенок опытности, служат знаками концентрации внимания, сосредоточенности. И если женщины хотят полностью «стереть» с лица признаки возраста, то мужчины нуждаются в омоложении «чуть-чуть», в устранении именно тех проявлений, которые могут восприниматься как признаки нездоровья, усталости, апатии.

Задача косметолога — ограничить мимическую экспрессию, уменьшить степень выраженности морщин, которые старят лицо и создают впечатление неухоженности, восстановить важные для гендерного восприятия объемные параметры, но при этом избежать идеальной «детской» гладкости. По мнению психологов, детские черты усиливают привлекательность женского лица, но не мужского [1].

Гендерный подход к проведению ботулинотерапии заключается в уточнении дозы токсина, в ином распределении на точки введения и в ином расположении точек для управления процессами распространения / диффузии БТХА, специфика которой как раз и обусловлена анатомотопографическими и физиологическими особенностями мужского лица.

Так, например, надбровные дуги у мужчин очень заметны, и это придает лицу суровый, брутальный вид. При наличии такого гендерного признака не следует вводить большие («мужские») дозы БТА в лобную мышцу, чтобы избежать трансформации брутальности в угрюмость [2].

Сегодня амимичность рассматривается как нежелательное явление. Цель коррекции — регресс мимических морщин при сохранении достаточной, гармоничной и естественной мимики [3, 4].

Второй, не менее популярной процедурой является волюметрическая пластика лица с использованием гидроксиаппатита кальция, которая проводится не только возрастным, но и достаточно молодым пациентам с картиной «усталого лица» на фоне гипотрофии височной, скуловой и подглазничной областей. С помощью аугментации подбородка, углов нижней челюсти можно подчеркнуть гендерные особенности лица. Рассмотрим подробнее коррекцию ключевых зон.

Коррекция лба и межбровной области [8]

Морфологические особенности мужского лба: он более покатый, шире и часто выше женского, имеет наклон кзади. Лобные бугры обычно сглажены, а надбровные дуги четко обозначены. Мимика в области лба у мужчин достаточно активная, поэтому горизонтальные морщины появляются рано — к 20-25 годам. Важно добиться естественных результатов, не рискуя создать абсолютную гладкость. Потому что это расценивается мужчинами как немужской признак детскости и безмятежности. Инкоботулотоксин должен быть так распределен между морщинами лба и глабеллярного паттерна, чтобы исключить излишний взлет бровей и, наоборот, их опущение.

Пациента просят нахмуриваться и зажмуриваться, наблюдая за выраженностью мимической экспрессии, за симметричностью расположения бровей и подвижностью разных участков. На лобную мышцу дозу распределяют на участке выше средней линии лба, однако приближаясь к ней, чтобы избежать компенсаторного гипертонуса в нижних отделах, а также желая сохранить горизонтальную линию бровей.

Точки инъекций локализуются таким образом, чтобы, учитывая площадь диффузии инкоботулотоксина, не оставалось «неперекрытых участков». Игла вводится под углом 45 градусов в глубину мышечного брюшка, оставляя по 2 ЕД на вкол (фото 1). Учитывая гипотонический тип инкоботулотоксина, мы можем ожидать мягкий релаксирующий эффект. При выраженности горизонтальных морщин ниже средней линии лба, мы можем использовать мультифокальную технику инъецирования, предварительно «доразведя» небольшую дозу токсина 2-3 ЕД в объеме растворителя из соотношения 1:3. И далее равномерно распределяем ее множественными в\м вколами вдоль морщины. Но все же избегаем коррекции складок, находящихся в непосредственной близости к линии бровей.

Морщины и складки межбровной области формируются на фоне гипертонуса / гиперактивности корругатора, процеруса и мышцы, опускающей бровь. Доза инкоботулотоксина для коррекции зоны глабеллы — 20 ЕД. Первая точка инъекций соответствует головке корругатора (зона костной фиксации), проекцией которой служит точка максимальной подвижности головки брови при нахмуривании. Инъекция глубокая, приблизительно 4-5 ЕД на каждую сторону. Хвост корругатора инъецируют поверхностно внутридермально, по 2-3 ЕД с каждой стороны.

При коррекции горизонтальных морщин межбровной области инктоксин вводят в брюшко процеруса, расположение и активность которого определяют при проведении мимических проб. Токсин вводят в/м на глубину 3-4 мм по 2 ЕД в каждое брюшко. Косые поперечные мышцы межбровья корректируем, инъецируя мышцу, опускающую бровь (проекция мышцы: от головки бровей и по боковой поверхности спинки носа непосредственно над морщиной) (фото 2) по 2 ЕД с каждой стороны. Использование указанных доз инкоботулотоксина позволяет сохранить выразительность мимики в межбровье, что для мужчин является принципиальным моментом.

Коррекция височной области гидроксиаппатитом кальция

Депрессия мягких тканей височной области является эстетическим дефектом сама по себе, а также может приводить к опущению хвоста брови. Атрофия жировой клетчатки височной области нередко идет параллельно с инволюцией жировой ткани в области бровей (ROOF). Поэтому объемная пластика височной области, как правило, захватывает еще и область латерального края брови. Наиболее безопасный уровень введения гидроксиапатита кальция в данной области — межфасциальные слои. Мягкие ткани височной области захватываются в щипок, приподнимаются над мышцей и в основание образовавшейся складки вводится канюля. ГАК разводится стандартно на 0,3 мл лидокаина. На височную область с одной стороны в веерной технике вводят по 0,5 мл препарата (фото 3).

Коррекция периорбитальных морщин

Из-за преобладания гипертонического типа мышечной активности морщины вокруг глаз у мужчин формируются рано. При коррекции периорбитальной зоны необходимо учитывать тонус кожи нижнего и верхнего века, наличие выраженных избытков кожи, а также отеков — это относительные противопоказания для эстетической коррекции.

Коррекция области латерального угла глаза у мужчин не рассчитана на полное расслабление мышц этой зоны. Глубокая релаксация латеральной части круговой мышцы глаза создает впечатление открытого и доверчивого взгляда, что прекрасно подходит для женщин, но исключено для мужчин — теряется гендерная «агрессивность». Задача эстетической коррекции — разгладить морщины в центральной и нижней части латерального угла глаза, при этом возможно сохранение небольших морщин в верхней части этой области. С этой целью точки инъекций располагаются на латеральной кантальной линии, а также на 1 см выше и ниже ее. В каждую точку вводят по 3-4 ЕД инкоботулотоксина достаточно поверхностно, в/к или п/к (фото 4).

Коррекция скуловой области ГАК

Щечно-скуловая область — это центр гармонии и равновесия лица. При работе с пациентами-мужчинами важно исключить гиперкоррекцию этой области, которая может привести к феминизации. Введение препарата выполняем в технике «пересекающихся вееров» в стандартном разведении ГАК на 0,3 мл лидокаина. Размечаем верхний край орбиты и носогубный жировой пакет как границу, за которой мы препарат не оставляем. И намечаем 3 основные точки ввода канюли для выполнения объемного моделирования и латерализации (фото 5)

  • Первая точка — на пересечении линии от модиолуса до козелка уха с линией, отделяющей носогубный жировой пакет. Веер из этой точки будет направлен к нижнему краю орбиты, располагаясь глубоко периостально, пересекая скуловую связку в латеральной области и доходя до подглазничной в центральной части. На данный веер оставляем от 0,3 до 0,6 мл ГАК.
  • Вторая точка входа канюли — на дуге скуловой кости в 1,5 см от линии роста волос. Вектора веера направляем таким образом, чтобы перекрыть щечно-скуловую область от орбитального края до алятрагусной линии, пересекая при этом векторы первого веера. Данный веер позволяет не просто создать гармоничный объем в этой области, но и обеспечивает тракцию тканей вверх и кнаружи. На веер оставляем также от 0,3 до 0,6 мл ГАК.
  • Третья точка ввода канюли — на середине линии, соединяющей наружный угол глаза с линией роста волос височной области. Векторы направлены к носогубному жировому пакету, пересекая векторы предыдущих двух вееров. Это обеспечит тракцию тканей кверху. Объем препарата — от 0,3 до 0,6 мл на веер.

Заключение

Увеличение числа пациентов-мужчин в практике специалистов эстетической медицины стало стимулом для всестороннего изучения этой тенденции. Для мужчин необходимость в омоложении неотделима от акцентуализации гендерных признаков, мужской сексуальности, личностной состоятельности, социального статуса, общественной роли. Конечная цель их эстетической коррекции — выглядеть помолодевшим, излучающим здоровье и силу, а значит, успешным, идущим в ногу со временем. Посторонний взгляд не должен фиксировать конкретные изменения, а лишь улучшение общего вида лица, его гармонизацию.

При проведении ботулинотерапии я рекомендую отдавать предпочтение инкоботулотоксину, блокирующему по гипотоническому типу. Учитывать особенности мужской кожи и мышц лицевого скелета, оставляя пациенту возможность выражения мимической экспрессии.

При выполнении объемной инъекционной пластики следует отдать предпочтение ГАК как препарату, способному создать мягкий, гармоничный объем и одновременно обеспечить левационное перемещение тканей лица с последующей перспективой улучшения плотности и качества кожи. Данная комбинация препаратов позволяет выполнить коррекцию возрастных изменений без ущерба мимической экспрессии и с акцентуацией гендерных признаков.

Литература

  1. Голубев В. Л. Лицо человека с точки зрения его привлекательности (по материалам лекции для косметологов). Вестник эстетич. медицины. 2014; 13 (2): 51-55.
  2. Юцковская Я., Таран М. Гендерные особенности ботулинотерапии у мужчин. Косметик интернешнл. 2013; 4: 38-43.
  3. Капулер О. М. Применение ботулотоксина типа А (Диспорт, Ботокс) для пациентов-мужчин с индивидуальными особенностями архитектоники верхней трети лица. Экспериментальная и клиническая дерматокосметология. 2011; 5: 35-38.
  4. Капулер О. Особенности ботулинотерапии верхней трети лица. Косметик интернешнл. 2012; 4: 20-27.
  5. Seckel B.R. Facial danger zones. Avoiding nerve injury in facial plastic surgery. QMP, USA, 1994.
  6. Разумовская Е.А., Парсагашвили Е. З. Ботулинотерапия в косметологии: «время собирать камни». Часть I. Взаимодействие мимических мышц верхней трети лица. ИМК; 2014; 1: 58-66.
  7. Особенности комбинированного подхода к коррекции лица мужчин: ботулинический токсин типа А и волюметрические филлеры М.-А. Шерер.
  8. «Инкоботулотоксин А: мультидисциплинарный консенсус российских экспертов» Юцковская Я. А. и др. Clinical, Cosmetic and Investigational Dermatology 2015:8 297-306

Сообщить о нежелательном явление можно по тел: +380504634444, или на электронный адрес: info@aaa.ua

Позвонить Telegram Viber FB Messenger